"А что же делать, если лечить не надо?" - крик души всех мам.
Есть такие состояния, которые не требуют лечения, или требуют наблюдения, или вообще не являются патологией.
И именно это основные причины для обращения к врачу в нашей стране. "Вы что, вы же время упустите!" Не слышали такую фразу?
Итак, рождается ребёнок. Он не появляется на свет с уже готовым взрослым организмом. Он не умеет ходить, разговаривать, и в целом лет до 18 он не будет уметь делать все то, что умеют делать взрослые люди.
Зато у него есть заботливые родители, которые очень боятся разных болезней и которые хотят дать своему ребёнку самое лучшее. И начинается...
Сначала у младенца появляется желтизна кожи. "Надо пить Хофитол и Панглюферал, а то будет поражение мозга!" - авторитетно говорит педиатр. Да, желтуха новорождённых действительно может требовать лечения - в смысле, фототерапии, а не хофитола, и в очень редких случаях быть признаком тяжелой патологии, но у подавляющего большинства новорожденных это проходящее неопасное явление.
Потом на коже младенца возникают высыпания. "Мамочка, вы что съели?? Что?? Помидорчик?? Да что же вы за мать, зачем вы вредите своему ребенку! Немедленно на строгую диету, только каша на воде без масла и больше ничего!» - восклицает педиатр.
Мама голодает, плачет и мечтает о еде, ребенок плачет, потому что мама плачет. То, что это младенческие акне, которые не требуют лечения и не имеют отношения к питанию мамы, мама может узнать только лет через пять.
Высыпания сохраняются, несмотря на строгую диету.
Добавляется боль в животе. «Надо сдать анализ кала на дисбактериоз и сходить к неврологу!» - заявляет педиатр. Измученная голодная мама несется с ребенком к неврологу, а нервный папа с утра пораньше везет свежий кал младенца в лабораторию. «Мамочка, ну у вас же кесарево было? Так у вас же из за этого перинатальное поражение ЦНС!
И нейросонограмма плохая…
И внутричерепное давление повышено… Это обязательно нужно лечить!» - сокрушенно кивает головой невролог и назначает еще 3-4 препарата. Тут еще приходит результат анализа кала, педиатр радостно подтверждает дисбактериоз (легко подтвердить то, чего не бывает), и назначает ещё пару препаратов...
А потом- потом ортопед с рассказами о необходимости специальной обуви на заказ, которую делают в одном секретном месте, УЗИ сердца с ложной хордой, которую надо лечить магнием и В6, и запрет на занятия спортом - видимо, чтобы сердце стало крепче), все это плавно перетекает в назначения иммунолога, который лечит «проблемы с иммунной системой» и частые садиковские сопли (не сходили к иммунологу - не заботитесь о ребёнке!), потом находят вирусы в крови, которые съедают изнутри здоровье ребёнка, а если ваш малыш в полтора года ещё не говорит предложениями и не получил Нобелевскую премию, то это задержка психоречевого развития, которую тоже лечим у невролога разными мозгоулучшателями, которые разве что только финансовые показатели фармацевтических компаний улучшают, а потом начинается подростковый возраст, и нужен опять хороший невролог, который полечит вегето-сосудистую дистонию и найдёт волшебное лекарство от плохого поведения.
И жизнь мамы и ребёнка состоит, в итоге, из бесконечного хождения по врачам и бесконечного лечения. Медотвода от вакцинации, кучи анализов, массы ненужных вмешательств.
И страшно ведь не делать ничего, потому что «а вдруг время упустим!».
И врач, который рассказывает, что не надо лечить «вирусы в крови», и нет диагноза «дисбактериоз», и вальгусная постановка стоп в возрасте с 2 до 6 лет - это физиологично, а витамины надо получать из пищи, а не банок, чаще окажется плохим, чем хорошим, в глазах пациента.
Потому что лечить все вышеперечисленное очень просто - ведь оно все равно все пройдёт к определённому возрасту - и неважно, сколько препаратов назначат вашему ребёнку - ноль или тридцать.
И задача квалифицированного врача - отличить от общей массы совершенно здоровых детей именно тех (и их очень немного), кому действительно нужна медицинская помощь.
Да, это будет невыгодно.
Да, очень много детей на самом деле здоровы и в лечении не нуждаются. Да, некоторые из-за признания этого факта станут меньше зарабатывать. Но не надо превращать жизнь своего ребёнка в поиск диагноза.
А ещё есть другой перегиб. Когда дети, которым действительно нужно получать лечение, его не получают. Не получают препараты при гипотиреозе. Не получают помощь при депрессии или тревоге. Не получают лечение при анемии. Примеров много.
Ну потому что лечить несуществующую патологию гораздо выгоднее и удобнее. Она же все равно пройдёт.
А существующая требует тщательного контроля и может оставаться на всю жизнь.
И если вам попался грамотный врач, который мотивированно объясняет, почему что-то лечить не надо, задумайтесь. А вдруг он прав.
Иногда мы лечим просто свои страхи вместо помощи ребёнку.
Но не лучше ли потратить это время и деньги на что-то более значимое?
Автор: Мария Евдокимова, врач-оториноларинголог